ИТАЛЬЯНО-РОССИЙСКИЙ СИМПОЗИУМ

11.06.2014

ИТАЛЬЯНО-РОССИЙСКИЙ СИМПОЗИУМ

ПОСЯЩЕННЫЙ ИДЕЙНОМУ НАСЛЕДИЮ СВЯТОГО ТОММАЗО (ФОМЫ) АКВИНСКОГО 10 июня с.г. в культурном центре «Покровские ворота» (прежнее название—Духовная библиотека) состоялся итало-российский симпозиум «Вклад св. Томмазо (Фомы) Аквинского в развитие общественных наук в Европе К 740-летию кончины выдающегося итальянского христианского мыслителя». Инициатором этого обсуждения был Всероссийский центр уровня жизни (ВЦУЖ), с итальянской стороны нам оказали активное содействие находящийся в Москве Итальянский институт культуры (ИКИ) и римский Институт политических, экономических и социальных исследований (ЭУРИСПЕС). Св.Томмазо (переименованный в России в Фому) был поистине выдающимся европейским ученым-гуманитарием эпохи средневековья, христианским мыслителем, который создал учение о наилучшем устройстве общества, в рамках которого объединил идеи Аристотеля и христианство, доказал гармоничное сочетание веры и разума, выдвинул концепцию всеобщего блага как главной цели развития общества и экономики. Идеи св.Томмазо были положены в основу социального учения Католической церкви, которое является в настоящее время на Западе главной концептуальной альтернативой ультралиберализму. Размышления и выводы итальянского ученого Х111, изложенные им с помощью понятий и в стиле того времени, при надлежащем научном анализе оказываются весьма актуальны в наше время.
 
Открывая симпозиум, директор ИКИ проф. Адриано Дельаста отметил важный вклад св.Томмазо в развитии общественных наук в Италии и в Европе, подчеркнув его роль как христианского мыслителя. В своем докладе «Политические, социальные и экономические концепции св.Томмазо (Фомы) Аквинского» декан факультета общественных наук папского Университета имени св.Томмазо ди Аквино проф. Алехандро Кроствейт изложил главные идеи великого ученого, получившие развитие в наше время в трудах его продолжателей, представителей философии неотомизма. Выступление известного итальянского экономиста профессора Болонского университета Стефано Заманьи (он не смог приехать в Москву) носило полемический характер. Распространенное в США, в России и многих других странах представление, будто экономическая наука возникла в ХУ111 веке в Англии и её основоположником был Адам Смит, по мнению проф. Заманьи, является ошибочным. Ответственность за это несут итальянцы, которые очень мало делают—в отличие от англо-саксов—для того, чтобы в мире узнали об открытиях средневековых экономистов, трудившихся в университетах Болоньи, Сиены, Флоренции, Пармы и других городов-государств, где уже в Х111 веке сложилась развитая рыночная экономика на основе мануфактурного и ремесленного производства различных товаров и торговых связей с зарубежными странами. Поэтому выводы св. Томмазо и его коллег отнюдь не были умозрительными, а основывались на анализе фактов и проблем рыночной экономики того времени. 
Проф. Марко Риччери, ген. секретарь Инститта ЭУРИСПЕС в своем выступлении подчеркнул ответственность социологов за принятие правильных решений по важнейшим вопросам развития современного общества. С российской стороны в качестве докладчика выступил сопредседатель Научного совета по религиозно-социальным исследованиям отделения общественных наук РАН д.э.н. проф. М.И.Гельвановский, он выделил в качестве важного вклада св.Томмазо в развитие общественных наук осуществленную им «христианизацию философского наследия Аристотеля». Весьма содержательным было выступление ген. секретаря Конференции католических епископов России И.Л.Ковалевского «Фома Аквинский в Советском Союзе и постсоветской России». Генеральный директор ВЦУЖ д.э.н. проф. В.Н.Бобков отметил актуальность выдвинутого св.Томмазо понятия всеобщее благо, которое применительно к современной капиталистической экономике (российские СМИ обычно используют эвфемизм рыночная) означает, с одной стороны признание и соблюдение работодателями своей социальной ответственности, а с другой—использование обществом (профсоюзами, научным сообществом, общественными организациями христианской ориентации) и государством этических регуляторов экономической деятельности. 
Проф.Бобков подчеркнул, что в этой области Россия пока отстает от Италии, поэтому необходимо ознакомить российское общественное мнение с тем, что там сделано и делается в области этического регулирования; он напомнил, что ВЦУЖ был инициатором симпозиума и публикации сборника, посвященного деятельности известного христианского священника, ученого и политика ХХ в. Луиджи Стурцо, и высказал мнение, что следовало бы, воздав должное памяти св.Томмазо, вспомнить и о таких деятелях католического мира Италии ХХ в., как экономист и социолог Д.Тоньоло, профсоюзный деятель Д.Пасторе, промышленник Э.Маттеи. В симпозиуме приняли участие научные работники, преподаватели и студенты московских университетов. Организационную подготовку выполнила (в целом успешно, по оценке ряда выступавших) рабочая группа, в состав которой входили директор к/ц «Покровские ворота» Жан-Франсуа Тири, директор Итальянского института культуры проф.Адриано Дельаста, советник ген.директора ВЦУЖ к.и.н. Е.И.Новоселов и ген.секретарь Института ЭУРИСПЕС проф. Марко Риччери, установивший необходимые контакты в Риме. Рабочая группа наметила публикацию в России (до конца этого года) научно-популярного сборника о св.Томмазо Аквинском, в который будут включены материалы симпозиума

Возврат к списку